Храмы и религиозные общины расположенные на территории Лиозненского района
Храмы, ранее существовавшие на Лиозненщине
Храм Святого Вознесения Господня
Старшее поколение Лиозненского района помнит величественно возвышающийся в центре городского поселка Храм во имя Вознесения Господня. Судьба его, как и многих других храмов и церквей, стёртых с лица земли во время проведения антирелигиозной кампании, трагична...
Храм во имя Вознесения Господня (в архивных документах встречаются и другие названия - Вознесенская или Свято Вознесенская церковь) являлся одним из старейших на территории Лиозненского района. Раньше до 1918 года центральная площадь Лиозно называлась Соборной. Здесь находился главный храм в Лиозно - Храм Святого Вознесения Господня.
Храм был построен в 1786 году.
Согласно «Опросному листу о церковных и монастырских архивах» церковь была воздвигнута в 1786 году местными помещиками и крестьянами. В храме находился богатый церковный архив, среди документов которого имелись 3 рукописные книги за 1761-1795 годы на польском языке. Храм имел 3 придела: 2 каменные церкви - во имя Святых Георгия и Николая, рядом со Свято-Вознесенским храмом располагалась1 деревянная теплая церковь - во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины (в документах встречается название Мариинская церковь) срубленная из 8 вершковых бревен, обшитая тесом, покрытая железом. Старожилы говорили, что это была очень древняя церковь, построена ещё в V-VI веках. Последняя в 20-х годах XX столетия была сдана в аренду латышской православной общине, состоящей приблизительно из 40 человек. Богослужения здесь проводились на латышском языке. Ёе разрушили приблизительно в 1924-28 годах.
В страховой оценке "Церкви Святого Вознесения Господня" за 1910 год значится, что церковь была каменная, крестообразная, с куполами, колокольней, шестью колоколами весом 63 пуда.
Внутри находились два придела – во имя Святого Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Имелось здесь также три клироса с деревянными крестами, вызолоченных червонным золотом и с такими же иконами. Украшена церковь была ажурной лепкой, расписана внутри и снаружи фресками.
В городе также имелись 3 синагоги и лютеранский молитвенный дом.
Вокруг церквей располагались торговые лавки, которые содержали в основном евреи. С Соборной площади веером расходились дороги в разные направления. Половина нынешней улицы Ленина, ведущая на вокзал, называлась Вокзальной. Вторая её половина, ведущая к шоссе, называлась Поповской. Старо-Витебская улица (теперь Володарского) проходила через то место, где теперь находится РДК, пересекала речку Мошну и поднималась по сегодняшней улице Черняховского к Пунищу. По другую сторону торговых рядов, вдоль нынешнего здания райисполкома, продолжала современную Комсомольскую улица Микульская. За рекой она соединялась со Старо-Витебской.
С 1831 года четырежды в год на Соборной площади по четвергам проводились ярмарки. На Сырной неделе, на Вознесение, на второй неделе после Троицы и на последней неделе Рождественского поста. Площадь находилась как бы в окружении двух рек, впадающих в Мошну: с одной стороны - реки Бобровая (теперешний ручей, протекающий около магазина № 2), с другой стороны - реки Прони (нынешний глубокий овраг, практически пересохший, проходящий около ЛУК ЛБО "Дабрабыт" и магазина "Универсам №1). Но 100 лет назад эти речки питали Мошну, по которой сплавляли лес, везли на баржах ячмень, лён, овёс, коноплю. Товарные баржи доходили до Риги через реки Черница, Лучеса и Западная Двина.
Несмотря на протесты верующих, в 1932 году Храм был закрыт. С этого времени началось его постепенное уничтожение: были сломаны купола и иконостас, имущество церкви (облачение, утварь, иконы, книги и другое) было сожжено на площади, а сам Храм был переоборудован под районный дом соцкультуры, который действовал до начала немецкой оккупации.
С середины 30-х годов в данном здании размещался Дом культуры, клуб. Но даже в этом качестве оно отличилось и было уникальным в своём роде. В конце 30-х годов директор первой белорусской школы, т.е. нашей, Василий Васильевич Уголев поставил со старшеклассниками здесь спектакль по пьесе Якуба Коласа "Дрыгва". На премьеру были приглашены сам автор - Якуб Колас и Кондрат Крапива. Спектакль им очень понравился, и они тут же, в клубе, прочитали свои стихи и басни.
В Государственном архиве Витебской области сохранились прошения верующих о возвращении церкви на имя председателя Верховного Совета СССР М. И. Калинина от 25 декабря 1945 года и в Московскую патриархию от 2 августа 1946 года, из которых мы узнаём дальнейшую судьбу церкви: В 1941 году нам было немцами разрешено открыть церковь для совершения в ней богослужения, каковое и совершали в ней до 21 сентября 1943 года. На оборудование вновь церкви прихожанами затрачено сотни пудов хлеба и десятки тысяч рублей.
С приходом в г.п. Лиозно Красной Армии, 10 октября 1943 года, церковь была занята под военный склад, а нам было разрешено Лиозненским райисполкомом совершать богослужения на Лиозненском православном кладбище (открытое место) до освобождения церкви из-под склада и отхода фронта. По выезде из Лиозно военных складов, 5 августа 1944 года, обратились с просьбой в Лиозненский райисполком разрешить нам совершать богослужения обратно в нашей церкви, на что и получили словесное разрешение секретаря райкома партии и зам. председателя райисполкома.
6 августа 1944 года, после уборки церкви от мусора, в ней было совершено всенощное бдение...
12 августа 1944 года по распоряжению председателя Лиозненского райисполкома двери храма были забиты гвоздями. На поданное 12 августа 1944 года Лиозненскому райисполкому ходатайство с просьбою зарегистрировать нашу общину и оформить передачу церкви в ведение верующих председатель Лиозненского райисполкома ответил словесно, что Лиозненская церковь закрыта по распоряжению Витебского облисполкома.
20 августа 1944 года мы подали заявление в Витебский облисполком с просьбой разрешить нам обратно занять нашу церковь.
9 сентября 1944 года мы получили решение Витебского облисполкома от 4 сентября 1944 года № 430.
Данным решением Витебский облисполком отклонил просьбу верующих о возврате церкви, мотивируя тем, что «... здание использовалось под кинотеатр, на приспособление которого затрачено 90 тысяч руб. государственных средств».
В течение целого года, до июля 1945 года, верующие совершали богослужения под открытым небом на православном кладбище, однако и это им было запрещено уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Совете Народных Комиссаров СССР по Витебской области до предоставления договора на аренду помещения под молитвенный дом. Богослужения с августа 1945 года стали проводиться в жилом доме, сдаваемом церкви в аренду.
7 сентября 1945 года, когда община предоставила договор аренды, она была зарегистрирована.
После регистрации прихожане вновь возбудили ходатайство о передаче им здания церкви, где к этому времени опять работал дом соцкультуры.
Осенью 1945 года церковь была занята под склад зерна ввиду отсутствия складских помещений, уничтоженных оккупантами. К началу 1946 года здание от склада было полностью освобождено и в церкви возобновил работу дом соцкультуры. Там регулярно показывали кино, действовал драмкружок, располагалась библиотека.
Неоднократные обращения верующих к уполномоченному Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Витебской области, в Витебский облисполком и другие инстанции желаемых результатов не дали.
Отличилась церковь и в годы войны. Об этом в апреле 1978 года написал в школьный музей освободитель Лиозно Григорий Дмитриевич Науменко из г. Макеевки Донецкой области: "Ваша церковь самая знаменитая в Белоруссии. Именно на её куполе 8 октября 1943 года лейтенант комендантского взвода Кирилл Канышков водрузил красное победное знамя, возвестившее о начале освобождения многострадального белорусского народа". При освобождении Лиозно в 1943 году являясь самым высоким зданием города, величественно и одиноко возвышалось это белокаменное чудо над развалинами и пепелищем, оно служило ориентиром для корректировки боевых действий, из-за этого Храм сильно пострадал, но не смотря на все повреждения выстоял. После войны использовался как клуб, книжный магазин. Свято-Вознесенская церковь являлась единственной сохранившейся церковью после освобождения Лиозненского района от немецко-фашистских захватчиков.
Выдержав все лихолетья войны, она была уничтожена в мирное время: в 1962 году знаменитый храм варварски взорвали. Кирпич растаскали по домам, а останки захороненных здесь вывезли в неизвестном направлении. Исчез уникальный памятник архитектуры, а главное - место, где людей учат вере, надежде, любви...
Теперь на центральной площади находится райисполком, административные здания и кинотеатр "Світанок".
Обработка В. Михальченков, авторы Н. К. Тихомирова, Е. Бондорева
Лёс калышанскай царквы Архістраціга Міхаіла
З запіса ў "Апытальны ліст пра царкоўныя і манастырскія архівы".
Дадзены дакумент апроч асноўнай інфармацыі ўтрымлівае ў сабе яшчэ крыху дадатковых цікавых звестак. Напрыклад, тое, што храм быў пабудаваны ў 1864 годзе самімі прыхаджанамі і названы ў гонар Архістраціга Міхаіла - правадыра нябеснага воінства. Царква была драўлянай і мела адзін прастол. Наконт архіва паведамлялася наступнае. Ён знаходзіўся пад наглядамі царкоўнага савета, але фактычна ім загадваў святар - айцец Мікалай. Архіў захоўваўся ў рызніцы ў шафе. Адначасова у анкеце зазначалася, што месца гэтае - небяспечнае для ўтрымання тут разнастайных папер, бо і шафа, і сама царква - драўляныя.
Сам архіў аказаўся дастаткова багатым і змястоўным. Ён складаўся з царкоўнага летапісу за 1872-1873 і 1877-1909 гады, клірных ведамстваў, метрычных кніг за 1835-1840 ды 1918-1925 гады (узгадаем, што астатнія былі забраны з царквы яшчэ ў 1918 годзе), запісаў споведзяў 1891 года і 1913-1925 гадоў, шлюбных вышукаў, што занатоўваліся з перапынкамі ў 1827-1904 гадах, прычым да 1833 года запісы тут вяліся на польскай мове, пяці прыхода-расходных кніг, якія ахоплівалі 1843-1904 і 1917-1919 гады. Таксама ў калышанскай царкве быў выяўлены тэкст літургіі, датаваны 1846-м годам. Левая старонка была напісана на "славянскай" мове (верагодна, на стараславянскай), а правая з тым жа самым тэкстам - на яўрэйскай. У рэшце рэшт, агульная змястоўнасць і якасць архіва была вызначана камуністамі ў такіх адзінках вагі, як пуды і фунты. Згадзіцеся, больш мэтазгодна вызначаць агульную колькасць кніг і іх храналагічны ахоп. Хаця, яшчэ невядома, для якіх мэт прыхільнікі Саветаў збіраліся выкарыстоўваць царкоўны архіў. Дык вось, усе матэрыялы важылі 6 пудоў 20 фунтаў (ці 106,47 кілаграма). Што датычыцца бібліятэкі калышанскага храма, то яна змяшчала ў сабе кнігі, неабходныя для набажэнстваў. Кнігі рэлігійнага зместу і газеты "Епархіяльныя ведамасці".
У той жа дзень ахвочыя да чужога багацця камуністы старанна агледзелі ўнутранае ўбранне царквы. Ім удалося выявіць "распяцце драўлянае на ахвярніку польскага ўплыву на рэлігію" і "абраз Мікалая Цудатворцы каталіцкага пісьма часоў Уніі", на якім была выканана разьба па дрэве ў форме галінак.
Атрымліваецца, што хрысціянскі храм існаваў у Калышках яшчэ ў першай трэці XIX стагоддзя (самыя раннія матэрыялы царкоўнага архіва датаваны 1827-м годам). Магчыма, гэта быў каталіцкі касцёл ці, яшчэ верагодней, уніяцкая царква. Тады з 1839 года яна павінна была быць далучана да рускай праваслаўнай царквы. Можна меркаваць, што ў пачатку 1860-х гадоў будынак старога храма аказаўся ў дрэнным стане, і ўзнікла патрэба ва ўзвядзенні новай царквы, якое было завершана да 1864 года. Тады ж царква Архістраціга Міхаіла атрымала ў спадчыну не толькі ўсю маёмасць старога храма, але і абавязак несці людзям слова Боскае.
Дзякуючы архіўным матэрыялам, можна прасачыць, як адбывалася рабаўніцтва калышанскай царквы. Першапачаткова - 6 красавіка 1922 года сюды завітала спецыяльная камісія. Яе члены склалі спецыяльны акт, дзе старанна пералічылі ўсе каштоўнасці, якія меліся ў храме. Быў складзены Пратакол па канфіскацыі царкоўных каштоўнасцей. У дакуменце пералічваліся ўсе рэчы, вартыя ўвагі (усяго больш за 20 прадметаў). Развітваючыся, камуністы адразу пажадалі забраць з сабой два сярэбраныя паціры, два дыскасы, дзве звяздзіцы, дзве лыжачкі, сярэбраную даразакавальніцу, дараносіцу, карэц, вокладку ад «Евангелля», два сярэбраныя крыжы. «Шчодрыя госці», адчуўшы сябе гаспадарамі, пакінулі ў царкве "для часовага карыстання" пацір з невядомага металу, даразахавальніцу, дараносіцу, сярэбраны крыж, лыжачку, дыскас і звяздзіцу. Усе астатнія каштоўнасці святар пад асабістую адказнасць быў абавязаны здаць мясцовым уладам не пазней за 15 мая.
10 ліпеня 1922 года ў Віцебску сабралася губернская камісія па канфіскацыі царкоўных каштоўнасцей. Камісія склала вопіс каштоўных прадметаў. У ім нарабаванае багацце з калышанскай царквы чамусьці пералічваецца дзвюма асобнымі часткамі. Спачатку запісаны восем прадметаў культу агульнай вагой 5 фунтаў 17 залатнікоў (у перакладзе ў сучасныя адзінкі вагі атрымліваецца 2.120,09 грама). Затым пазначаны яшчэ 16 прадметаў, у тым ліку 10 частак-накладак з «Евангелля». Усе яны разам важылі 5 фунтаў і 36 залатнікоў, альбо 2.201,22 грама. Значыць, усяго калышанская царква дала савецкай уладзе больш як 4,3 кілаграма срэбра.
Тое, што калышанская царква дзейнічала ў 1928 годзе, можна сцвярджаць з упэўненасцю. Бо ў "Спісе цэркваў і малітоўных дамоў усіх рэлігій па Віцебскай акрузе", складзеным у тым годзе, пад № 226 запісана калышанская праваслаўная абшчына ў мястэчку Калышкі Лёзненскага раёна. У гэты ж час быў складзены "Спіс служачых рзлігійных культаў, зарэгістраваных Віцадмаддзелам па Лёзненскаму і Высачанскаму раёнах на 1 кастрычніка 1928 года". Тут трэцім пазначаны Кулюкін Мікалай Іванавіч - святар з м. Калышкі. Дзесьці ў прамежку часу з канца 1928 года да пачатку 1930-га местачковая царква была зачынена.
Але 31 сакавіка 1930 года адбылася спроба вернікаў вярнуць сабе храм, выгначыць адтуль чужынцаў. Дзеля гэтага перад будынкам сельскага Савета сабралася каля 200-250 чалавек. Згодна з умовамі старшыні сельсавета, местачкоўцы, доўга не думаючы, сабралі подпісы і арганізавалі абшчыну.
Нягледзячы на свае абавязкі і праведзеную работу, прадстаўнік мясцовай улады не спяшаўся аддаваць храм ў распараджэнне веруючых, храм так і застаўся зачыненым. Але ён працягваў стаяць у Калышках яшчэ даволі доўга, бо на тапаграфічнай карце, складзенай у чэрвені 1941 года для генеральнага штаба Чырвонай Арміі, пазначана месцазнаходжанне гэтага культавага будынка.
Обработка В. Михальченков, автор К. Карпекин (ссылка на публикацию)
Василий Евгеньевич Зеленский
Василий Зеленский - протоиерей, настоятель Свято-Николаевской церкви Велешковичской волости Витебского уезда конца ХIХ-начала XX веков. Выходец из семьи священников. Получив высшее духовное образование, служил в ряде церквей Витебщины, в том числе и в Велешковичах. В нашем школьном музее хранятся две выписки из метрических книг о родившихся в Велешковичской волости, подписанные Василием Зеленским. Одна, за 1886 год, принадлежит Шляхтенко Ивану Герасимовичу, первому председателю Велешковичского волисполкома. Вторая, за 1898 год, - Зеленской Елене Васильевне, дочери священника. Известно, что Василий Евгеньевич преподавал Закон Божий в Народном училище села Велешковичи. Часто выступал перед односельчанами с беседами о пользе грамотности, активно участвовал в нравственных чтениях в селе Михалиново, пользовался большим уважением жителей окрестных деревень.
В 20-е годы прошлого века Свято-Николаевскую церковь закрыли, а вскоре превратили в клуб: стены побелили, из алтаря сделали сцену, колокол сняли. Священники стали не нужны советской власти. Василий Зеленский начал работать учителем. В 30-е годы объявляется война религии, жертвами которой стали не только храмы, но и люди. В 1933 году был арестован и расстрелян сын Василия Евгеньевича - Владимир, учитель Заозерской школы Добромыслинского сельсовета. Еще ранее, в июне 1929 года, было принято решение об изъятии дома Зеленских и передачи его в пользование Велешковичскому сельскому Совету. В результате таких гонений Василий Евгеньевич вынужден был уехать из нашего района, чтобы не подвергать опасности репрессий своих близких, прервал с ними связь. Его дочь, Елена, стала учителем. Второй сын, Михаил, будучи военным корреспондентом, погиб в блокадном Ленинграде. Внук, Евгений Данилович Буглов, стал учёным, доктором медицинских наук. С ним, потомком священнослужителей Зеленских, наш школьный музей поддерживает тесную связь.
Артём Вишневский
Неважно верите ли вы в Бога, главное чтобы Бог поверил в вас!
|