Находясь в детском социальном приюте, всегда чувствую себя неуютно. Ощущается какая-то вина за своё благополучие, за то, что ты ничем не можешь помочь попавшим сюда ребятишкам. Неловко расспрашивать их о том, как здесь оказались. Хотя, возможно, поведав эти истории, получится уберечь от беды других малышей. И кто знает, может и их непутёвые родители одумаются, сойдут с неверного пути и заберут своих кровиночек домой.
Дима
Он на благополучный исход даже не надеется. Да и хорошим его не считает. По словам мальчика, в Бешенковичской школе-интернате, где он был, и в приюте, где находится сейчас, ему лучше. - Мамка пьёт, и дома почти никогда не бывает, - откровенно рассказывает Дима. - Мы её сколько раз просили, чтобы перестала так поступать. Слушает, обещает исправиться, а потом всё равно делает по-своему. Живя в Высочанах, ребёнок практически не посещал школу, прятался по чердакам. Условий для нормальной жизни в доме никаких ни тогда не было, ни сейчас нет. Как отмечает социальный педагог приюта В. В. Матвиевич, там годами ни за что не платят. Так откуда взяться газу и свету. Имеется папа. Живет где-то в Витебске. Но судьба сына ему глубоко безразлична. Учится Димка в пятом классе по программе вспомогательной школы. Кто его знает, может мог бы и по нормальной. Только и в дошкольном возрасте, и до приезда в государственное учреждение заниматься с ним было некому. Одно время мать, правда, взялась за ум: закодировалась, пошла на работу (это когда Дима попал в приют в первый раз, во втором классе). Но потом всё понеслось по-прежнему. - Когда вырасту, хочу стать трактористом, - отвечает на наш вопрос о будущей профессии. - А если заведу семью и родятся дети, то буду о них заботиться.
Андрей и Гошка
Беседовать с шестиклассником Андрюшей - одно удовольствие. Он довольно легко идёт на контакт, хорошо владеет речью. В приюте живет с начала апреля. В июле к нему присоединился брат Гошка (перевели из больницы, когда исполнилось три года). Мама у них, в отличие от большинства родительниц, с образованием. Приехала к нам в район из Орши работать фельдшером-акушером на ФАП. Но, как говорится, недолго музыка играла, месяца три. А потом банальная история - запила. В этой семье, слава Богу, есть надежда на хэппи-энд. Женщина устроилась дояркой в Клевцах. Не пьёт. Ей обещали выделить дом. Ждёт, пока освободится. Для мальчиков, наверное, по большому счету неважно, что ставить туда нечего. Мебель осталась в Орше. И привезти её оттуда нет денег. Самое главное, чтобы мама забрала их домой. А пока Андрюша посещает среднюю школу № 2 горпосёлка. Любимый предмет - физика. В свободное время пишет стихи. Вот, к примеру, одно из них. Маме
Мама, мамочка родная! Я - малыш, но я расту. Всё искусственное в жизни замечаю за версту. Потребителем, транжирой на земле быть не хочу. Я дары свои для новых поколений берегу.
А Гошка играет с приютовскими игрушками и очень любит куда-нибудь ходить. О его любви к посещению новых мест я узнала в первые же секунды пребывания здесь. Гоша, увидев незнакомую тётю, сразу же радостно воскликнул: «А что, мы куда-нибудь пойдём?».
Кристина
Уже первая фраза девочки заставляет опустить глаза. - Когда я родилась, мама сразу ушла от меня... Непонятно, что говорить в ответ. Обычные слова сочувствия здесь неуместны. Когда малышке было всего четыре месяца, родительница удалилась в неизвестном направлении. И только сейчас, когда Кристина попала в приют, удалось отыскать следы «кукушки». Где-то в Полоцком районе. Хотя толку от этого ноль. Никакой реакции на известие о том, что дочь находится в приюте, от неё не поступило. Росла Кристинка с бабушкой и папой. У бабушки теперь совершенно нет здоровья воспитывать внучку. А папа любит выпить. Навещать девочку приходит папина тётка. Но забрать её насовсем вряд ли сможет, потому что уже в возрасте. Да и племянника боится. Когда ребёнка только привезли в приют, на следующий день явился пьяный и агрессивный родитель. Кристину чуть отбили. - Мы на распутье, - разводит руками Валентина Владимировна. - Конечно, хотелось бы вернуть нашу воспитанницу в биологическую семью. И это было бы возможно, если бы её отец закодировался и устроился на работу. Но он кричит: «Я не пьяница!». А где же выход, спрашиваем у Кристины. Та тихо отвечает: - Конечно же, папе надо закодироваться. Я так хочу домой! Как вариант, рассматривается приёмная семья. Но её ещё нужно найти. Возможно, у кого-то из наших читателей возникнет такое желание, и тот оформит опеку над девочкой. Иначе не исключено и самое печальное развитие событий - детский дом.
Алёна
Шестилетняя Алёнка пошла в первый класс с приюта. Но (ура! ура! ура!) завтра она отправляется домой. Там - полный порядок. И мама, и её сожитель работают, не пьют. К их поведению соответствующие службы присматривались месяца два. И приняли решение вернуть детей - Алёнку и Валеру, который находится в больнице, домой.
Артур и Света
Это, как говорится, новое пополнение. Мальчика забрали 29 августа, девочку - 1 сентября. - У Артура мама, вроде, не пьёт, - рассказывает В. В. Матвиевич. - Во всяком случае, я её пьяной никогда не видела. Но водку любит сожитель. И вот выгнал их из дома. Жить теперь негде. Женщина сама пришла в комиссию по делам несовершеннолетних при райисполкоме, написала заявление, чтобы сына пока забрали к нам. Свету привёз председатель Лиозненского сельского Совета С. Е. Болотин. Пятилетняя девочка несколько дней была одна дома. О происходящем сообщили соседи. Понятно, что оставили её без присмотра не по причине крайней необходимости, а из-за пристрастия к спиртному. Мать-одиночка жила в одном населённом пункте нашего района - пила, переехала в другой - снова пьёт. Девочка никогда не посещала детский сад, росла как ковыль в степи, сама по себе.
Добрые люди!
Всего за время существования приюта здесь побывало 382 ребенка. В этом году - 44. О том, почему дети попадают сюда, и как решаются их судьбы, мы с Валентиной Владимировной говорить не стали. Сразу перешли к проблемам учреждения. А они в основном материальные. В первую очередь, не хватает обуви и одежды. Ребятам нужна школьная форма, куртки, свитера под горло, носочки, колготки, трусики. Конечно, помогают им и церковь, и Красный Крест, и люди приносят. Но детей, зачастую, привозят сюда в таких вещах, что носить их просто невозможно, остаётся только выбросить. И назад в семью или в интернат ребёнка отдают в приютовских.
Если маленьким деткам хорошо бы получить наборы для песочниц, мячики, то школьникам необходимы картон, стёрки, линейки, цветная бумага, альбомы для рисования, клей ПВА, кисточки и т.д. - Безусловно, какие-то средства на школьно-письменные принадлежности выделяются, - говорит наша собеседница. - Но именно какие-то. Вот в октябре смогу получить тысяч сто. И это на весь квартал. Ещё хочется обратиться к нашим предпринимателям. Вы не представляете, насколько наши воспитанники были бы счастливы, если бы кто-то заглянул к ним со сладостями. Много не надо: килограмм тех же конфет или же печенья. На туалетные принадлежности отделом образования райисполкома деньги выделяются. Но их тоже не хватает. Огромное спасибо высказала наша собеседница в адрес местной власти за приобретение велосипедов. Но близится зима, и детям нужны санки, хотя бы одни лыжи. А самое заветное желание - автомобиль для того, чтобы посещать семьи, и оргтехника.
Послесловие
А напоследок я поинтересовалась судьбой мальчика Саши, которого недавно вернули маме, второй раз за этот год. Она снова закодировалась, устроилась на работу. В доме появились телевизор, новая газовая плита. Надеемся, что женщина на этот раз окончательно одумалась и что данный шанс ей дали не зря.
Е. Ретнева
Слова благодарности:
В июле к нашим ребятам заглянули в гости председатель районного Совета депутатов Тамара Леонидовна Дрилёнок, директор РДК Ирина Николаевна Иванова, председатель районного общества Красного Креста Наталья Геннадьевна Шинкевич. Они принесли гостинцы для девочек и мальчиков, задушевно поговорили с ними. А напоследок задали вопрос, чего бы они хотели? Ребята ответили: «Покататься на велосипедах». На следующий день это желание исполнилось. К ребятам пришёл Николай Макарович Севбитов и его племянник с четырьмя велосипедами для каждого возраста. Дети глазам своим не верили. Мало того, что принесли, так ещё и собрали сами транспорт, чтобы воспитанники приюта как можно быстрее смогли на нём покататься. Нужно было видеть лица ребятишек. Весь вечер они провели на улице, осваивали технику. Старшие помогали маленьким.
Хочется от всего коллектива поблагодарить Николая Макаровича и его племянника, а также Тамару Леонидовну Дрилёнок за такую существенную помощь. Желаем им крепкого здоровья, счастья, благополучия. Огромное спасибо от всех нас, а особенно, от детей. Ведь им так дороги внимание и забота.
В.В.Матвиевич, социальный педагог |