Чтобы обветшавшие здания ожили, их надо отремонтировать. Как вариант — продать потенциальному инвестору. Вот только кто захочет приобрести, например, баню в деревне Пестуница Витебского района? За 15 лет простоя у нее исчезли крыша, окна, двери, кирпичная облицовка. Три года назад баню планировали снести, да так и забыли. «Забыли» выставить и охрану...
Списание с баланса бывших мастерских, школ, магазинов или их консервация — сегодня, к сожалению, самый распространенный способ решения судьбы неиспользуемых зданий. По данным Комитета госконтроля Витебской области, под него подпадает до 30 процентов объектов. Некоторые еще крепкие и могли бы принести пользу. Однако вместо этого стоят с заколоченными окнами. Или их просто растаскивают на дрова и стройматериалы.
В Лиозненском районе, например не используется 10 процентов коммунальной собственности. Это более 30 тысяч квадратных метров. Что же это за площади? Геннадий Конюшенко, директор совхоза «Адаменки» Лиозненского района, пытается разобраться с пустующими в одноименном агрогородке строениями. Одному уже нашли применение.
— Вот ферма, возведенная в 60–е годы минувшего века, — показывает руководитель сельхозпредприятия здание с виднеющимися следами свежей кирпичной кладки. — Она обветшала, но мы собственными силами ее восстановили и поставили туда сотню телок. В ремонт вложили около 200 миллионов рублей. Деньги небольшие по сравнению с миллиардами, которые вкладываются в новые современные комплексы, а экономический эффект есть.
А вот другую ферму, по словам руководителя, придется пустить «под нож». Стены уж больно хрупкие — рисковать нельзя. В здании банно–прачечного комбината, например, минувшей зимой рухнула крыша. В деревне Дрозды у Конюшенко стоит закрытый на ключ добротный магазин. Когда там осталось 6 пенсионеров, его заменила автолавка. Здание списали, но разобрать никак руки не доходят.
— На это нужно 80 миллионов рублей, а у меня посевная, уборочная, горючее, запчасти, — директор совхоза считает каждый рубль. — Свои люди и техника постоянно заняты — от работы не оторвешь. Если здание банно–прачечного комбината в Адаменках я хочу восстановить и открыть там столовую, кафе с бильярдной, то магазин не нужен ни мне, ни инвесторам.
— Инвесторов интересуют крупные помещения вдали от жилого сектора, чтобы без проблем можно было организовать производство, — делится наблюдениями заместитель председателя Лиозненского райисполкома по экономике Вячеслав Черноусов. — К примеру, половину бывшего овощесушильного завода в Лиозно с аукциона уже выкупили предприниматели и предприятия.
Если показателем эффективности работы местной власти станет объем привлеченных инвестиций, то потенциальных инвесторов придется не только снабжать необходимой информацией, но и серьезно убеждать взяться за тот или иной проект, считают в Комитете госконтроля Витебской области. В минувшем году на предмет вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества проверили 10 районов. По итогам проверки списанные когда–то здания магазина и банно–прачечного комбината сельхозпредприятие «Адаменки» восстановило у себя на балансе. То же самое произошло и с баней в деревне Пестуница Витебского района. Однако, пожалуй, с самым удивительным фактом контролеры столкнулись в Городокском районе. После присоединения совхоза им. Козлова к сельхозпредприятию им. Димитрова два года назад «потерялись» мехмастерская, пилорама, подсобный цех и 5–этажный пункт по обработке зерна! Стоимость этой недвижимости — более двух миллиардов рублей.
— За такие деньги инвесторы ее не купят, но ведь существуют льготы, позволяющие продать объект за одну базовую величину или передать его в собственность под инвестпроект, — напоминает начальник управления контроля органов исполнительной власти КГК Витебской области Вадим Зарянкин. — Но что передавать, если списки недвижимости, подлежащей льготной реализации, в Лиозненском, Шумилинском и Толочинском районах появились только во время проверки.
К слову, по ее итогам к ответственности привлечены 44 ответственных работника. Списанные, но не разобранные объекты восстановлены на балансе собственников. Откорректированы графики вовлечения их в хозяйственный оборот. В Лиозненском районе, например, в нынешнем году собираются отремонтировать телятники в сельхозпредприятиях «Высочаны» и «Мальково». В пустующем детском саду в Бабиновичах намерены открыть центр круглосуточного пребывания для стариков. Ищут инвестора, который смог бы сделать базу отдыха в бывшей школе в деревне Белый Двор.
Осенью в Лиозно планируют провести областные «Дажынкi». К этому празднику власти надеются отремонтировать здание бывшей вечерней школы в райцентре, обустроить там бассейн, игровой и тренажерный зал. Культурно–спортивного центра райцентру очень не хватает.