19 кислева любавичские хасиды празднуют день освобождения из заключения главы движения ХАБАД, рабби Шнеура Залмана из Ляд (1745-1812). Рабби Шнеур Залман был арестован по обвинению в том, что его учение подрывает устои царского режима. Освобождение раввина способствовало небывалой популярности хасидизма и быстрому распространению его учения. В 1798 году, в дни холь а-моэд Суккот, полицейские местечка Лиозно пришли арестовывать рабби Шнеура Залмана из Ляд, основателя движения ХАБАД. Руководствуясь словами Торы, а именно цитатой из книги пророка Йешаягу («Затвори двери свои и укройся ненадолго» — 26:20), рабби Шнеур Залман покинул дом через черный вход. Полицейские вернулись в участок с пустыми руками. Вернувшись в дом, раввин решил, что, если полиция нагрянет вновь, он не будет противиться аресту. По мнению биографов Ребе, он принял такое решение, посоветовавшись с одним из своих близких друзей, рабби Шмуэлем Мункесом, который находился в тот день в его доме. Реб Шмуэль сказал раввину: «Если ты — истинный Ребе, тебе не стоит бояться ареста. Если же ты не Ребе, то заслуживаешь того, что они сделают с тобой, ибо в этом случае нет у тебя права лишать сотни хасидов тех удовольствий, которые предлагает этот мир!» В следующий раз полицейские появились в доме Ребе спустя несколько дней, в праздник Симхат Тора, который в тот год выпал на четверг. На этот раз Ребе не прятался. Через несколько часов он уже сидел в одной из печально известных черных карет, в которых полиция перевозила опасных мятежников, заслуживающих смертной казни. Один только вид такой кареты черного цвета, не имеющей даже окон, наводил ужас на всех горожан. В четверг ночью покрытая броней карета выехала из Лиозно в сопровождении вооруженной охраны. Путь ее лежал в Санкт-Петербург, через Витебск и Невель. На следующий день, примерно за шесть часов до наступления субботы, Ребе попросил охрану остановиться на Шаббат в ближайшем городке. Начальник охраны оставил просьбу раввина без внимания. Через минуту у кареты сломались колеса. Как только солдаты починили колеса, пала одна из лошадей. В экипаж запрягли других лошадей, но они не смогли сдвинуть карету с места. Жандармы поняли, что им не стоит продолжать путь против желания Ребе, поэтому они попросили у заключенного разрешения поехать в ближайшую деревню, чтобы остаться там до вечера следующего дня. Ребе отказался от этого предложения, но согласился, чтобы солдаты оттащили карету с дороги в поле. Место, в котором Ребе провел тот Шаббат, находилось в трех милях от деревни Селиба-Рудня, расположенной неподалеку от города Невель. Старый хасид, доживший до начала ХХ века, реб Михаэль из Невеля, говорил, что был знаком с евреями, которые могли показать точное место, где Ребе провел свой одинокий Шаббат. Он тоже ходил в это поле, чтобы увидеть все своими глазами. С обеих сторон дороги к этому памятному месту стояли старые поникшие деревья, но на самом месте, где останавливался рабби Шнеур Залман, росло молодое деревце с густой листвой.
***
Комментарий рабби Йосефа Ицхака Шнеерсона, Шестого Ребе ХАБАДа История путешествия рабби Шнеура Залмана в Петербург является очередным доказательством следующего: что бы ни случилось с праведником, особенно если он является лидером поколения, все это происходит только с его согласия. Не только Ребе, но и любой праведник, имеет власть над материальным. О материальном мире сказано: все временное подчиняется Торе. В тот момент, когда Ребе не захотел продолжить путь, карета внезапно сломалась, и случилось это там и тогда, когда и где этого пожелал сам Ребе. Если бы карета встала в то время, когда нужно было зажигать субботние свечи, это бы никого не удивило. Значение имеет даже спонтанная, непреднамеренная реакция, как сказано: «Не приключится праведнику ничего неправедного» (Мишлей 12:21). Но то, что карета встала ровно в половину одиннадцатого утра в пятницу, и не двигалась с места — это истинное чудо, сотворенное Всевышним. Из всего сказанного выше становится понятно, что тот, чьи слова имели власть над материальным миром (как это было с Ребе), мог сделать так, чтобы вовсе не оказаться за решеткой, и не прятаться от полиции. Но Ребе отправился в тюрьму ради высшей цели, включающей в себя служение Творцу. Наш праотец Авраам стал примером самопожертвования ради освящения Имени Всевышнего, а Ребе стал первым, кто продемонстрировал хасидское служение Творцу. Из этого следует, что тюремное заключение Ребе было лишь внешним обстоятельством, которое стало возможным по воле самого рабби Шнеура Залмана, который не хотел задействовать высшие силы. По правде говоря, эта тема требует отдельного объяснения, которое прольет свет на причину, по которой Ребе искренне любил всех евреев и особенно хасидов: он хотел, чтобы каждый из них учил Тору с интересом и молился от всего сердца, как это предписано хасидским учением. И эту любовь к евреям Ребе передал всем своим преемникам, ставшим лидерами поколений. Эта любовь вечна, она будет крепнуть во всех поколениях до прихода Мошиаха, когда настанет время для воскрешения умерших; и мы увидим всех Ребе. Иерахмиэль Тильc
Материал подготовила Шейндл Кроль
|