Наш корреспондент заглянул за строку резолюции, принятой на митинге трудящихся Лиозно в далеком 1943 году…
Празднование освобождения первого на Витебщине райцентра Лиозно от немецко-фашистских захватчиков в октябре 1943 года в историко-документальной хронике «Память. Лиозненский район» описано кратко: На состоявшемся митинге была принята резолюция, в которой многострадальные жители, освобожденные от фашистского рабства, искренне благодарили Красную Армии за свою свободу. Трудящиеся района передали 900 тысяч рублей на постройку танковой колонны «Освобожденный Лиознинец».
После освобождения райцентра фронт стабилизировался здесь на долгих 9 месяцев. Всего кровопролитные бои за Лиозненщину были оплачены ценой 27 тысяч жизней воинов Красной Армии и партизан. И свидетельство тому – 83 воинских захоронения, 600 памятников и обелисков, установленных на местах боевой славы и гибели воинов-освободителей, мирных жителей. Одно из центральных мест среди них занимает мемориал танкистам Красной Армии. Они могут о многом рассказать. Но камни не умеют говорить…
Свет на судьбу собранных денег проливает лишь июньский (1944 года) номер областной газеты «Витебский рабочий.» В нем опубликовано краткое ответное письмо Сталина на обращение митинга лиозненцев.
Лёзненскі раён
Сакратару Лёзненскага райкома КП(б)Б Тав. Ляхаву
Старшыні выканкама Лёзненскага райсавета дэпутатаў працоўных Тав. Качуку
Перадайце працоўным Лёзненскага раёна, якія сабралі 800 000 рублёў на пабудову
танкавай калоны «Вызвалены Лёзненец» для 28-й Гвардзейскай танкавай брыгады,–маё
брацкае прывітанне і падзяку Чырвонай Арміі. І. Сталін
Текст письма доступен широкому кругу читателей в сборнике «Выстояли и победили: свидетельствуют архивы» (2005 год). Из его следует, что танковая колона, построенная на деньги населения, передана 28 гвардейской танковой бригаде. Боевой путь бригады известен: она сформирована в Наро — Фоминских и Костеровских лагерях Подмосковья в октябре 1941 года. 28 танковая бригада участвовала в тяжелых оборонительных и наступательных боях под Москвой. В феврале 1943 года переформирована (с сохранением порядкового номера) в 28 гвардейскую танковую бригаду. Ее боевую мощь составляли три танковых батальона, и моторизованный батальон автоматчиков. В составе войск 39 Армии Калининского Фронта она вынесла главную тяжесть разгрома противника в Лиозно, за что была удостоена почетного названия «Лиозненская» (Приказ Верховного Главнокомандующего от 10.10.1943). Читателям нашего сайта бригада знакома по публикации «Малоизвестные страницы войны: танковые бои на Витебщине».
К сожалению, мы не можем сегодня похвастаться архивными фотографиями танков с надписью «Освобожденный Лиознинец». Даже в весьма подробном списке пожертвований денег на благо фронта таких свидетельств нет. Пока нет….
Но не могла же целая танковая колона, на базе которой наверняка был сформирован минимум танковый взвод, не оставить документальных следов в боях за освобождение Витебщины и Прибалтики. О количестве танков Т — 34, оплаченных собранными деньгами, можно судить по показателю стоимости боевой машины (270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.)
«Ведь были схватки боевые» с танками, артиллерией и пехотой врага и после боев за Лиозно. И был приказ Сталина передать танковую колону точному адресату. В 1944 году танкисты этой бригады провели в наступательных боях 51 день. В июне 1944 года в бою за город Витебск командир танка Т — 34 этой танковой бригады гвардии младший лейтенант Григорий Ермолаев захватил переправу через реку Лучеса, а затем первым прорвался на шоссе Витебск — Лепель, устремился к реке Западная Двина и три часа удерживал деревню Якуши. За этот подвиг ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Согласно донесения о безвозвратных потерях он был похоронен на южной окраине деревни Рудаки Витебского района. Ныне эта деревня — центр Новкинского сельского совета. В книге «Память. Витебский район,» изданной в 2004 году, также значится это место захоронения героя. А вот в списке частей и соединений, освобождавших Новкинский сельский совет, перечислены только восемь стрелковых дивизий. А о 28 гв. Лиозненской танковой бригаде, которая за освобождение Витебска удостоена ордена Красного Знамени, ни слова.
36 дней бригада с боями наступали в 1945 году. Родина удостоила гвардейскую Лиозненскую танковую бригаду орденами Ленина, Красного Знамени и Суворова 2 степени. Учтем также, что в этой гвардейской танковой бригаде было принято всем танкам давать личные имена. http://www.tankfront.ru/ussr/tbr/gvtbr28.html Немаловажно и то, что ее командир уроженец Смоленска полковник Ефим Максимович Ковалев позже был назначен Командующим БТ и МВ 60-й армии. После войны он продолжал службу, с 31 мая 1954 года — генерал-майор и, наверняка, имел личный архив дорогих ему свидетельств фронтовых будней.
Молчит об этой строке в истории Витебщины и сайт учреждения культуры «Лиозненский военно исторический музей».
Впрочем, с учетом имеющихся архивных документов на башни «тридцатьчетверок», установленных на мемориалах освободителям в городе Лиозно и в деревне Копти Витебского района, можно уже сегодня в целях восстановления исторической справедливости нанести надпись «Освобожденный Лиознинец.»
vkurier.by |