Многие из нас в ответ на просьбу назвать людей, работающих на российских стройках, вряд ли надолго задумаются. Едва ли не у каждого есть такие знакомые, соседи, родственники.
Цель заграничного трудоустройства одна – желание заработать. А вот финал историй разный. Мы знаем немало примеров, когда только благодаря трудовой миграции в семью приходит достаток. Но, наверное, ещё больше случаев неоплаченного полурабского труда, разрушенных семей, приобретённых трудноизлечимых, а нередко и вовсе неизлечимых, болезней. Не говоря уже про леденящие душу истории об отрезанных головах, людях, пропавших без вести, автомобильных катастрофах. Но, несмотря на перечисленный негатив, а также тяжёлые условия труда, разлуку с близкими, наши мужчины собирают сумки и отправляются на заработки. Очень обидно, что причиной этого в немалой степени, на мой взгляд, является влияние стереотипа: «у нас заработать невозможно». Но как любой стереотип, его можно развеять. Более того, доказать, что район является привлекательным для строительной рабочей силы, в том числе из других регионов Беларуси или государств СНГ.
Николай Мовиляну родился и вырос в Молдове. В Беларусь приехал лет семь назад в гости, да так и остался. Организовывает строительные бригады из молдавских парней для работы в нашем районе. Сегодня подчинённые Николая Петровича трудятся на постоянной основе в СПК «Барсеево», СФ «Чкаловский», по договору в СПК «Мальково».
Оформленное спецразрешение на работу, другие необходимые документы позволяют избежать конфликта с органами по гражданству и миграции, получать квалифицированную помощь при болезни. О том, как этого не хватает во время российских вояжей, расскажет, наверное, каждый второй белорусский гастарбайтер. О необходимости прятаться от полицейских и заниматься самолечением, которое помогает, увы, не всегда. Недавно услышала историю о мужчине, уехавшем на стройку в Россию и умершем от пневмонии. А ранее о тех, кто привёз оттуда неизлечимые формы туберкулёза.
– Ещё один немаловажный момент, – продолжает перечислять плюсы в пользу Беларуси мой собеседник, – уверенность, что мы обязательно получим заработанное. Возможно, сумма будет не такой высокой, как пообещали бы в России. Но обещанного там нередко приходится не только, по пословице, три года ждать, а и вообще не дождаться. К сожалению, очень много фактов, когда ребята на перекладных добирались домой без копейки в кармане. Кто-то скажет, что это удел исключительно пьяниц или дураков. На самом деле, от подобного исхода не застрахован никто.
С логикой Николая Мовиляну, не желающего втравливать своих парней в рискованные игры, не поспоришь. Тем более, что суммами, зарабатываемыми здесь, члены бригады довольны. Заключая договор, они сразу знают, сколько и на каких условиях получат. Документально оговаривается общая стоимость объекта, срок сдачи. И это выгодно обеим сторонам. Одни в курсе, за что работают, другие не переживают за дату ввода и качество работ, ведь труд спустя рукава и халтура бьют по карману самих строителей. В результате получается то, что и должно быть: работники трудятся качественно и с полной отдачей, что и нужно работодателю, и зарабатывают устраивающую их зарплату без риска для жизни и здоровья.
Молдавские бригады Николая Петровича – не единственные иностранные строительные подразделения на базе нашего района. В ОАО «Рубежница» трудятся украинцы. А вот в ОАО «Данукалова-Агро» и СПУ «Перемонт» – наши белорусские парни с Брестчины. Мотивы те же: безопасно и можно заработать.
Осталось понять, почему строительные подряды, за которыми приезжают издалека, не востребованы самими лиозненцами, почему они предпочитают отправляться в белый свет как в копейку, а не искать возможности заработать дома. Помимо вбитой в голову мысли, что здесь ничего достойного нет, наверное, в немалой степени всё же срабатывает и магия цифр. Хочется иметь не просто больше, чем на государственном предприятии, а очень много. Конечно, если вещи, которых лишаешься – любовь и забота жены, радующие сердце дети, домашний уют – каким-то образом можно было перевести в материальный эквивалент, многие бы задумались о выгодности сделки. Но, увы, очевидный выигрыш оборачивается очевидным проигрышем зачастую только тогда, когда люди понимают: внутри семьи каждый живёт своей жизнью и ослабленные узы не скрепить обилием бытовой техники и мебельных гарнитуров, оплаченных не только привезёнными с заработков деньгами, но и полноценной жизнью членов семьи.
Нельзя сбрасывать со счетов и ещё один фактор. На него обратили внимание как Николай Мовиляну, так и заместитель председателя райисполкома И. Л. Зайцев.
– Достойная зарплата бывает только за достойный труд, – подчеркнул Игорь Леонидович. – Нельзя сказать, что лиозненцы на него не способны. Уезжая за длинным рублём, они забывают о восьмичасовом рабочем дне и выходных. Главное – сдать объём работ. Здесь же на первый план выходят разговоры о возможности побольше отдохнуть. Оно, с одной стороны, и понятно. Когда рядом семья, хочется провести с ней побольше времени. Есть и определённые семейные обязанности. Но при поиске консенсуса, возможно, остаться в родных местах и трудиться более напряжённо, станет лучшим вариантом.
По словам И. Л. Зайцева, есть и люди, которые это поняли. В районе действуют и местные стройбригады. Работают достойно, имеют хорошую репутацию, получают немало заказов. Но в большей степени нишу всё равно закрывают приезжие строители, тогда как наши по-прежнему устремляются за призрачным журавлём, пренебрегая синицей в руках.
Елена Ретнёва.