Уже почти два месяца лаборанты клинико-диагностической лаборатории УЗ «Лиозненская ЦРБ» работают на современном гематологическом оборудовании. За это время успели хорошо прочувствовать, насколько высокие технологии способны облегчить труд и сделать более точными результаты исследований общего анализа крови. Это особенно ценно, когда речь идёт о здоровье человека.
– Для наших лаборантов всё изменилось, – рассказывает заведующая клинико-диагностической лабораторией учреждения Л. Б. Бобарнёва. – Раньше мы подсчитывали концентрацию гемоглобина, эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов через микроскоп, так сказать, вручную. Теперь всё автоматизировано, что, прежде всего, даёт возможность получать более точные результаты. Кроме того, производительность этого прибора намного выше, чем лаборанта. Время, которое после получасовой выдержки затрачивается на анализ образца крови, занимает всего две минуты. Итого получается тридцать две. Раньше же на весь процесс уходило более 45 минут. Среди преимуществ новой техники также то, что все полученные результаты можно хранить некоторое время в памяти компьютера, а также распечатывать. Причём, на бумагу выводится развёрнутый анализ вместе с графиками скаттерграммы. Есть и ещё один плюс данного анализатора. Микроветы – специальные маленькие пластмассовые пробирки, используемые для забора крови, покрытые антикоагулянтом (калиевой солью EDTA), позволяют при необходимости хранить кровь до 3-х дней в холодильнике.
Однако при всей современности, точности и надёжности данного гематологического комплекса, лаборанты всё же отмечают некоторые его недостатки. С одной стороны, влияние человеческого фактора сведено к минимуму, что не может не сказаться положительно на точности результатов (погрешность при выполнении исследований не более одного-трёх процентов), но с другой – в лейкоцитарной формуле не разделяются палочкоядерные и сегментоядерные нейтрофилы. А это важно для обнаружения воспалительного процесса. Поэтому, если в результате анализа лейкоциты повышены, лаборанты подсчитывают формулу прежним методом. Кроме того, анализ на СОЭ новый аппарат не делает. Так что и в этом вопросе приходится работать по старинке.
Но основная проблема – в дороговизне использования аппарата. К примеру, в июне только на соответствующие реагенты, без которых анализ не сделаешь, и микроветы в целом ушло около 10 млн. рублей (закупались ещё в мае по ценам марта). Из них почти 3 млн. – на микроветы, которых требуется приблизительно 100 штук в день. С ростом цен затраты, естественно, увеличатся. Поэтому, как долго местное медучреждение сможет содержать столь дорого обходящийся аппарат, работники лаборатории предсказывать не берутся.