Великий авангардист, уроженец Беларуси впервые вознёсся над Минском. Необычным вернисажем город, в котором художник никогда не был, первым из мировых столиц встречает его юбилей. До 125-летия со дня рождения Шагала ровно месяц.
«Я им непонятен, я чужой», – писал Шагал о Родине. И наконец – художник с музой над площадью Коласа и «Над городом». Летящий фрагмент знаменитого полотна – символ открытой выставки репродукций в столице, которую мастер обошёл в мемуарах.
Наталья Шарангович, директор Музея современного изобразительного искусства: «Любой город этой страны, где вырос художник, он для него всё равно должен что-то сделать. Он должен отдать ему часть внимания. Это практически единственный художник, который настолько тепло относился к своей Родине».
И рисовал… Тот же «Дом в Лиозно», что под Витебском. Художник вспоминал: «Мой дядя Зюся, парикмахер, мог бы работать и в Париже». Но увидеть «город любви» и покорить удалось лишь племяннику. Кстати, согласие на минский эксперимент дал парижский Комитет Шагала. Сын и внуки мастера.
Тамара Карандышева, искусствовед, представитель Комитета Шагала (г. Париж): «В силу многих обстоятельств пришлось выбирать для этой выставки работы только из собраний, которые близки к нам территориально. То есть это Русский музей Санкт-Петербурга, Третьяковская галерея и 6 работ из Музея Шагала в Витебске. До последнего дня ещё не знали, какие работы у нас получатся в цвете».
А их набралось 19. Разных форматов и техник. Непривычный Шагал в живописи, графике. «Красавец», как сказала одна из гостей вернисажа. У портрета кисти витебского учителя Марка Юрия Пэна. Полотно-заявка из Национального художественного музея.
До «Парикмахерской» Шагала в столице теперь каждого доведёт язык. Точнее, языки, знакомые мастеру. В уличном гиде: белорусский по рождению, русский по духу, французский по образу жизни. Английский – тоже воспоминание об американских набросках художника.
Впрочем, слава Шагала сегодня гремит по всей планете. И, конечно, в Беларуси. Наша столица вплоть до середины сентября – «территория любви» художника и города, в который он всё-таки долетел.
Дом в Лиозно. 1914
Бумага, масло, гуашь, графитный карандаш.
Государственная Третьяковская галерея