На сцену народного театра при методическом центре отдела культуры Лиозненского рай-исполкома Геннадий Цыганков (на фото) первый раз поднялся в восемь лет. Увлечение это оказалось настолько сильным, что переросло в профессию. Сейчас эта сцена для Геннадия Цыганкова – рабочее место. Он художественный руководитель коллектива, в котором впервые почувствовал себя актером.
Свою будущую жизнь никогда иначе он не представлял, поэтому после школы подал заявление в столичный университет культуры (тогда еще институт). Учебу до сих пор вспоминает как самое счастливое время в жизни, а тогдашний Минск навсегда остался в памяти как самый лучший город.
Многие одногруппники Геннадия Васильевича получили широкую известность в театральных кругах Беларуси, снимаются в кино, например, в сериале «Моя теща», во второй части «Утомленных солнцем». А он со своим представлением о своем театре после учебы вернулся из столицы в родные лиозненские края. Хотелось непременно сделать революцию. За год работы ее так и не произошло. Что помешало? Г. Цыганков признается, что чрезмерные амбиции юности, отсутствие опыта по «зажиганию» сердец народных актеров и слабая подготовка в качестве руководителя, способного стать лицом труппы. Коллектив складываться не хотел, получался театр одного актера. Разочаровавшись, он уехал в Минск. Там два года проработал в Белорусском молодежном театре, приобрел опыт организаторской деятельности, изучил изнанку театра и его повседневную жизнь. Условия работы с постоянными переездами и спешкой поубавили пыл молодого театрала. После смены руководителя молодежного театра он решил снова вернуться в Лиозно.
Здесь он испробовал много занятий. Периодически уходил из культуры, даже становился фермером, и снова возвращался. Но последних 15 лет он неизменный лидер труппы при методическом центре. Под его руководством театр получил звание народного. Первое название ему Г. Цыганков дал «У пошуку сучаснай беларускай драматургіі», потом заменил на короткое и многозначительное «У пошуку…».
– Хотел нащупать проблемы, которые волнуют людей, живущих именно на этой земле, – поясняет Геннадий Васильевич.
Вначале репертуар определялся запасом, который оставили прежние руководители труппы. Ставили спектакли по Василию Шукшину, Михаилу Зощенко. Впечатлила работа над «Цилиндром» Эдуардо де Филиппо. Но особо запомнилась подготовка к постановке спектакля «Двери» по пьесе белорусского драматурга Сергея Ковалева «Утомленный дьявол». На премьеру в Лиозно приезжал и автор, преподаватель университетов в Люблине и Варшаве. Г. Цыганков хотел показать ему трактовку произведения самобытным народным театром.
Геннадия Васильевича волнуют не только проблемы, которые нужно раскрыть со сцены. Он ищет и новые способы работы с актерами:
– Я не люблю классические схемы. Не люблю слово «играть». И репетиции не люблю. На сцене надо жить. У нас все происходит по-настоящему. А это очень трудно.
Поэтому некоторые приходят в театр лишь один раз и больше не возвращаются. Постоянных народных актеров всего пять человек. В Лиозно, считает худрук, можно встретить немало ярких характерных образов. Он любит ходить по городу и представлять прохожих в тех ролях, которые у них лучше всего бы удались…
Пятнадцать лет поиска дали свои результаты. У самобытного театра много дипломов и наград, а самое главное – свой путь и узнаваемое лицо. Но на достигнутом местным театралам останавливаться не хочется. Поиск продолжается.