Имена педагогов Алейниковых хорошо известны в Лиозно, с которым неразрывно связана их трудовая биография. Здесь 54 года назад Евгений Семёнович и Тамара Петровна пошли по одной жизненной дороге познавать, что же это такое – семейное счастье.
Тогда, в 1959 году, на момент ответственного выбора будущие супруги имели за плечами небольшой жизненный опыт, вместивший в себя войну, потерю родных и близких людей. Тамара родилась в многодетной семье, у родителей было семеро дочерей. После войны осталось четверо. Евгения и его сестру пришлось растить одной матери, так как отец был расстрелян фашистами за укрывательство евреев в 1942 году. А вот у деда по отцу, Николая Никифоровича Алейникова, было десять детей, четверых из них тоже забрала война. Помнить, беречь, любить своих родных, не прерывать родственных нитей – этот неписанный закон навсегда усвоил и Евгений.
– С той поры, как себя помню, я – в Лиозно. Хотя родился в деревне Борок Сенненского района, – говорит Евгений Семёнович. – Оттуда родители переехали, когда я был совсем ребёнком. Здесь прошло детство, школьные годы, сюда возвратился после окончания физкультурного техникума. Преподавал в средней школе. Сразу поступил на заочное отделение в Минский институт физкультуры. Несколько лет был секретарём учительской комсомольской первички. Старался побыстрее собрать взносы, чтобы был повод зайти в райком комсомола, который возглавляла тогда Тамара, принципиальная, активная и просто красивая девушка. Четыре года оказывал ей знаки внимания. Дружили, общались, потом вижу, что я не один претендент на её руку и сердце. Как только получил диплом о высшем образовании, сделал ей предложение.
Ну а Тамара Петровна, уроженка Орши, в то время после педучилища по распределению приехала в Лиозно. Поработав старшей пионервожатой в Велешковичах, выросла до первого секретаря райкома комсомола.
– Находилась в гуще молодёжи, – рассказывает Тамара Петровна. – Вокруг было много хороших красивых парней. Женя показался мне по-настоящему надёжным человеком. И я согласилась на брак. В день регистрации жених дежурил под окном общежития, пока я к нему не вышла. Свадьбы как таковой у нас не было. Даже родные мои не приехали, не хватало денег. Никаких гороскопов тогда не читала, уже позже узнала, что наши знаки – Рак и Козерог – совершенно несовместимы. Но всё у нас как-то сложилось, что называется, срослось.
Жили молодые вместе с матерью и сестрой Евгения. На следующий год у них появился первенец – дочь Ирина. После декретного отпуска Тамара решила пойти на более спокойную работу, в школу. А там из вакантных – только должность пионервожатой. Так она во второй раз вошла в одну реку. Стала учиться заочно в Витебском пединституте. Ездила на сессии, оставляя ребёнка на мужа и свекровь. А ещё была активной участницей художественной самодеятельности в РДК, ездила по деревням в составе концертной бригады. После окончания института Тамару Петровну назначили директором средней школы горпосёлка.
– Супруг работал под моим началом, – продолжает женщина. – Конечно, специалист был он очень хороший. Влюблённый в спорт, преданный своей профессии, на работе выкладывался сполна, смело брался за новое. Тогда в школах ввели изучение туризма и краеведения, которые он стал преподавать. И буквально загорелся, заболел этим. Организовывал многодневные походы с учениками и педагогами, разрабатывал новые маршруты. Домашние хлопоты оставались на мне. Переживала, ждала, старалась понять.
Несмотря на занятость, Алейниковы принялись строить собственный дом на месте отцовского. Матери к тому времени уже не было в живых.
– Фундамент заливали вокруг старого дома вдвоём с Тамарой, – рассказывает хозяин. – Некоторое время жили ещё в нём, затем снесли и на лето перебрались в пустующий школьный интернат. Поставили цель – за отпуск, во что бы то ни стало, построить дом. Ведь другого жилья не предвиделось. Желание было таким огромным, что неизвестно, откуда брались силы. Вставали в 6 часов утра, спать ложились в полночь. Наняли помощников и возвели кирпичные стены, сделали крышу, окна, дверь. До начала сентября, когда надо было заселять учащихся в интернат, переехали в свой недостроенный дом. Разместились в углу, где был настелен пол. Так и жили, пока не доделал всё внутри. Строил и учился строить одновременно.
Потом родился сын Серёжа, которого отец очень ждал. Признавался, что когда сообщили об этом из роддома, сразу не поверил, потому что в роду у Тамары были только девочки. Сына воспитывал по-мужски, трудом и спортом. По словам Тамары Петровны, она по сей день не слыхала, чтобы он сказал в адрес сына грубое слово. Младшая Жанна появилась спустя 11 лет. Всех детей Евгений Семёнович старался вовлечь в свою стихию, готовил их к участию в соревнованиях, брал на турслёты, но в профессиональном выборе не препятствовал их желаниям. Ирина и Жанна стали педагогами, Сергей – водителем. Сын Ирины Павел тоже окончил педуниверситет по специальности физика и математика, но работает программистом в российско-индийской фармацевтической фирме в Москве. Его сестра Юлия получила специальность бухгалтера и работает в родном горпосёлке. Внук по линии сына, Александр, как и его отец стал водителем. Второй – Владимир – девятиклассник, очень любит спорт и развивает свои способности под непосредственным присмотром деда, чьими советами очень дорожит. Пятой внучке Алине (дочери Жанны) ещё 11 лет. Неописуемая радость, по свидетельству семейной четы, пришла в их дом, когда родился правнук. Малыш Юлии и её супруга Дмитрия – двухлетний Никита Мужелёв, переняв от Тамары Петровны, называет прадедушку Женей. Возиться с ним для всех величайшее наслаждение, хотя это уже и нелегко. Недавно Евгений Семёнович отметил 80-летний юбилей. Тамаре Петровне – 76. Несмотря на годы, они много трудятся на своём приусадебном участке, выращивают овощи, в саду – яблоки, виноград, много других ягод. Палисадник Тамары Петровны благоухает цветами. Урожай старательно перерабатывают, делают домашние консервы и вкуснейшее самодельное вино. Алейниковы – гостеприимные хозяева и хорошие собеседники.
– В жизни, конечно, всё непросто, – делает вывод Тамара Петровна. – И теперь через столько лет понимаю, что ни блестящие наряды новобрачных, ни дорогие подарки и пышные гулянья не гарантируют счастливой семейной жизни. Помогают преодолевать трудности только рассудительность, желание делать добро. Я уверена, что чувства всегда должны находиться под контролем разума.