Перед тем, как начать писать данную статью, решила провести небольшой эксперимент. Попросила коллегу перечислить ассоциации, которые вызывает этот снимок. Ответ был незамедлительным: «Война… Выжженная немцами деревня…». Действительно, похоже. Но, присмотревшись повнимательнее, можно заметить приметы современной жизни. Раскрою секрет – фотография была сделана четыре года назад в деревне Вишни Лиозненского района во время тушения пожара, причиной которого послужил весенний пал. Пока пожарные боролись с огнём, который охватил сразу несколько строений, я делала кадр за кадром. От происходящего осталось много впечатлений и подгоревшая подошва на ботинках. Но помню как сейчас лицо хозяйки сгоревшего дома. Женщина вышла из машины и горько заплакала, хватаясь за сердце. В этот день она лишилась не просто имущества. Её беда была сродни потере самого близкого человека…
Снег сходит – трава горит. Из года в год весна носит устойчивый запах гари.
– Как только начинаются палы, в отдел поступает от восьми до пятнадцати вызовов в день, – рассказывает начальник РОЧС А. В. Сержанков. – Порой не успеваем возвратиться с одного пожара, как нужно ехать на другой. Горят дома, деревни, территории около автомобильных и железнодорожных дорог. Часто домовладельцы разводят костры и сжигают мусор возле жилых домов и хозпостроек. И, к сожалению, нередки случаи, когда подобные действия приводят к трагедии. В 2006 году в Ордеже Лиозненского района от ожогов умерла восьмидесятилетняя женщина, которая подожгла траву возле своего дома. Когда поднялся ветер и огонь перекинулся на жилое строение, попыталась потушить его самостоятельно. Итог оказался плачевным. В аналогичной ситуации оказался житель деревни Дрозды. Мужчина умер в больнице от ожогов конечностей через несколько дней после того, как его госпитализировали из пожара, зачинщиком которого стал сам. В 2009 году инспектором инспекции государственного пожарного надзора Лиозненского РОЧС за поджигание сухой растительности более чем на миллион рублей был оштрафован житель Погостища, а через несколько дней траву подожгла его соседка. Из-за сильного ветра огонь быстро распространился на жилые строения. Пострадало несколько домов. Нельзя сказать, что проводимая нами профилактическая работа не приносит результатов. Прошлый год, к счастью, не стал таким «урожайным», как предыдущие. В 2006-ом зафиксировано 98 случаев загораний травы, свалок мусора. В 2007-ом 56 раз работники РОЧС выезжали по причине горения сухостоя.
Миф или не миф: уничтожишь старую траву, быстрее вырастет новая? С таким вопросом обратились к начальнику районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Н. В. Лукьяновичу:
– Неоспоримый факт, что такие действия приводят лишь к экологическому бедствию. Через 2-3 недели на черных выжженных пятнах начинает появляться жесткозлаковая растительность, бурьян. Дело в том, что у многих растений почки, которые дают побеги, находятся над землей и гибнут в пламени. Также резко ухудшается количество гумуса, почва теряет способность удерживать влагу, начинается её разрушение.
Экологическим службам потребовалось более десяти лет для того, чтобы добиться законодательного запрещения палов. Однако административная и даже уголовная ответственность не останавливают поджигателей. В атмосферу выбрасывается огромное количество углекислого газа, воздух автотрасс загрязняется тяжелыми металлами, в огне гибнут растения, насекомые, животные и птицы. Вот такой урон природе несет выброшенная в сухостой горящая спичка. А вот такой – карману поджигателя: штраф от 10 до 40 базовых величин – за выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках; до двенадцати базовых величин – за разжигание костров в запрещённых местах; до двадцати пяти базовых величин – за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение, не повлекшее причинение ущерба.
Впереди – время субботников. Навести порядок – обязанность каждого. Но стоит задаться вопросом: сжигать или не сжигать? И взвесив все «за» и «против», не идти на неоправданный риск.