Всю прошлую неделю, согласно народному календарю, славяне праздновали Масленицу. До нас, рождённых в конце 20 века, из многочисленных традиций этого зимнего празднества дошли только проводы Масленицы в последний день, прощёное воскресенье. Делаем мы это до сих пор, как и наши предки, с почестями, песнями, плясками, под звон бубенцов, состязаниями в удали молодецкой. В этом году достойно попрощаться с Масленицей не получилось – свои коррективы в график работников культуры внесла непогода. А когда-то Масленка царила повсеместно все семь дней недели. И каждый был наполнен собственным содержанием, обрядами, ритуалами. Восстановить и показать, как это было, чтобы о народных традициях, существовавших на Лиозненской земле, узнали наши потомки, взялись работники культуры. Работа ведётся вторую зиму. Отснят и обработан видеоматериал по пяти дням масленичной недели. Встречу (понедельник), когда сооружают соломенное чучело Масленицы, снимали в Перемонте. Заигрыш (вторник) готовили емельяновские культработники. В среду тёщины блины зять «отведывал» в Крынках. Ответный визит в пятницу тёща наносила зятю в Стасево. Разгуляй в «толстый» четверг отсняли в Велешковичах. Поприсутствовать на ещё одном обряде этого же дня – вешании колодок – нынешней зимой пригласили корреспондента «районки».
Мероприятие готовили работники Барсеевского СДК. Именно в этом крае, в частности, в деревне Выходцы, обряд существовал вплоть до середины ХХ века. По словам ведущего специалиста по фольклорному жанру РОМЦ В. П. Минаевой, «вешание колодок» мало где сохранилось в Витебской области. А здесь, благодаря усилиям директора местного сельского Дома культуры Ю. П. Гусаковой, его удалось не просто восстановить, но и подарить вторую жизнь. И мне довелось стать свидетелем всего масленичного обряда от момента изготовления «колодки» до её непосредственного навешивания. По нашему приезду в Дом культуры деревни Барсеево работа внутри кипела полным ходом: участницы художественной самодеятельности, облачённые в народные костюмы, под чутким руководством Ю. П. Гусаковой «собирали» колодки. Вперемежку с протяжными масленичными песнями доносились возгласы: – Надо сделать побольше колодок. Много куда нужно зайти. Сходим поздравить Болтуновых, они недавно изумрудную свадьбу отметили. К Владимиру Захаренко заглянем и обязательно к Морозовым, а также в контору, магазин. Подай конфеты… И баранки… А вот эту колодку нужно побогаче сделать. – Раньше, – отвлеклась от занятия Ю. П. Гусакова, – колодки делали из чего приходилось: на ленточки или верёвочки привязывались баранки, конфеты (тогда были палочки-стукалочки), украшались цветочками искусственными, даже бутылочку вина или одеколон «Шипр» привязывали, эти уже считались богатыми колодками. Такие навешивали наиболее зажиточным, от кого можно было взять и откуп побогаче. Я помню, как моя мама и другие женщины собирали нехитрые «колодки» на ленту. И прямо с утра шли по улице, кого встречали – поздравляли с Масленицей и приглашали вечером на «складчину», заходили в дома. Тот, кому досталось «украшение», должен был откупиться, кто чем мог: деньгами, конфетами, блинами или другими продуктами, которые потом шли на общий стол вечером. Сами «колодки», говорили старики, нужно было целый год хранить. Они якобы оберегают от напастей. Не помню, чтобы «ожерелье» вешали только незамужним девкам или неженатым парням, как это существовало в других местностях. У нас колодок «удостаивались» сельчанин любого возраста, пола независимо от семейного положения. И в контору заходили, в магазин. Всё происходило именно в четверг. Когда все «колодки» были готовы, участники художественной самодеятельности с весёлыми песнями под аккомпанемент баяна в руках В. Ф. Солобутова, отправились поздравлять барсеевцев. Буквально через пару минут им встретились две местные жительницы, которые с улыбкой приняли совсем не тяжёлую ношу на шею. Правда, некоторые сельчане, не знакомые с местной традицией, любыми способами пытались отвертеться от «подарочка». В Выходцах первыми поздравили супругов Морозовых. Здесь нас ждали старейшина деревни Г. С. Логвенкова и участница художественной самодеятельности В. А. Якушенко. К слову, хозяйка дома Нина Петровна родом из д. Слободище, и по её словам, в их деревне подобного обряда не было. Но женщина с удовольствием поддержала местный обычай, приняв все его правила. Навешивание колодок сопровождалось весёлыми частушками, песнями. Хозяева в благодарность за поздравление пригласили к столу, где помимо разных вкусностей самое почётное место занимали блины – румяные, с маслом. – Я сама никогда не «цягала калодки», – начала вспоминать гостья дома В. А. Якушенко, – но помню, как это делала моя мама. Я тогда была ещё совсем девчонкой. А ещё вспоминается, какое вечером в четверг веселье было. Приходили, кто с яйцом, кто с блином, кто с чем. Ели, танцевали под гармошку, катались с горки, на санках. – Мой свёкор рассказывал, – вступила в разговор старейшина д. Выходцы Г. С. Логвенкова, – а он 1894 года рождения, что четверг – самый разгуляй был. Даже в еде. Он говорил, что первые три дня масленицы пеклись постные блины: лишь вода и мука разная на каждый день. Даже детей только такими кормили – блин дадут, кружку молока и всё. А уже с четверга пекли хорошие, с маслом. Настоящий праздник начинался. Ещё в этот день катались на санях, песни пели, танцевали. В воскресенье на ярмарку ездили в Любавичи, в Лиозно. А если собирались группками, то просили друг у друга прощения. Другими участниками в восстановлении местной масленичной традиции – вешании колодок – стали также семьи Болтуновых, Захаренко, к которым мы гурьбой заглянули чуть позже. Хочется выразить им большую благодарность за гостеприимство. – Этот обряд существовал долгие века, ещё, видимо, до введения христианства, – отметила на обратном пути В. П. Минаева. – Дожил до середины 20 века, слегка, возможно, видоизменился. Но было бы обидно, если бы сейчас, при таком обилии технических средств, он совсем исчез. Однако благодаря таким неравнодушным, влюблённым в свою профессию людям, как Юлия Павловна Гусакова, «колодки» не забыты. И поскольку к своей работе коллектив Барсеевского сельского Дома культуры часто привлекает молодёжь, думаю, что эта, как и другие не только масленичные традиции, будут жить долго и передаваться следующим поколениям.
Людмила БИРЮЛЬКОВА.
http://www.lioznonews.by/ |