Наша Лиозненская земля за всю историю своего существования подарила миру выдающихся, творческих людей. Они стали известными далеко за пределами своего Отечества. Однако на своей родине имена многих из них до сих пор мало кому известны. Участвуя в проекте учителя истории Тихомировой И.Н. "Они оставили след в истории Лиозненщины", меня привлекли жизненный путь и творчество нашего земляка художника Абрама Заборова и его сына, проживающего во Франции, Бориса Заборова. Так, темой моей исследовательской работы стала малоизученная сегодня тема: "Творчество художников Заборовых". Тема, на мой взгляд, очень актуальная: ведь именно сейчас возрождается и восстанавливается всё то, что когда-то было утрачено или забыто. Когда мы с моим руководителем Тихомировой И.Н. искали сведения о творчестве художников Заборовых, я обратила внимание, что сегодня имя художника Абрама Заборова можно найти лишь в Белорусской советской энциклопедии 70-х г.г. и то несколько биографических строк.
Небольшой каталог с репродукциями его произведений мы увидели только в читальном зале Национальной библиотеки в Минске. Там же мы нашли небольшие сведения о творчестве Бориса Заборова белорусского периода. Официальные же данные о Борисе Заборове в Белорусской энциклопедии очень скупы и почти не дают представления о его творчестве, тем более о зарубежном периоде. В одном из залов Национального художественного музея Беларуси выставлена всего одна графическая работа Бориса Заборова, а остальные находятся в фондах музея, что является недоступным для широкого круга зрителей. Мы сделали запрос на имя директора ГО " Национальный художественный музей республики Беларусь" В. Прокопцова о сканировании на диск изображений живописных и графических произведений художников Заборовых, имеющихся в фондах музея. В конце января 2009 года, в нашу школу, на имя моего руководителя Тихомировой И.Н. такой диск был выслан. Основными теоретическими источниками изучения творческого и жизненного пути художников Заборовых стали сведения, полученные нами по почте от биографов Бориса Заборова Ирины Метлицкой (ныне покойной) и Олега Сурского, а главными - от самого Бориса Заборова: по телефону, письмам, Интернету. В 2007-2008 г.г. художник прислал нам из Парижа свои монографии " Zaborov. Paris" и "Boris Zaborov", что стало ценным практическим источником изучения творчества известного художника.
"Борис работал над большим полотном девочка верхом на собаке. В мастерской, где свалены в кучу покрытые пылью предметы, движется лишь рука мастера. На громадном каштане за окном расположилась птичья стая. Рыжий кот притаился за коньком черепичной крыши. Но мастер не даст птиц в обиду". Кто же он, этот мастер, этот талантливый человек, который родился в Беларуси в потомственной еврейской семье, где вырос в традициях христианской культуры, духовно был привязан к России, а как художник состоялся во Франции? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться в далёкое прошлое. В далеком 1911 году в местечке Лиозно, в работящей еврейской семье родился будущий художник Абрам Борисович Заборов. Его мать, Сифра Наумовна, имела в Лиозно хозяйственную лавку. Его дед по матери служил приказчиком по лесному делу у помещика Хлюстина. Дед получил светское и высокое образование раввина. Отец Абрама, Борис Абрамович Заборов, занимался мелкой торговлей. Через некоторое время семья переехала на родину отца в город Велиж. Там Абрам учился в еврейской семилетке, где показал отличные способности к рисованию. Он писал лозунги, оформлял газеты, делал рисунки на тему гражданской войны.
Рисование преподавала Марфа Николаевна Волкова, мать ставшего позже известным белорусского художника Анатолия Волкова. После окончания школы Абрам поступил в Витебский художественный техникум. В 1930 году, после его окончания, уехал в Минск. В этом городе прошла основная часть его творческой жизни. По договорам от Союза художников Абрам Заборов оформлял стенды и писал плакаты к государственным праздникам, рисовал портреты вождей партии. Но главное - он был живописцем и создал правдивые образы героев того времени в своих картинах довоенного периода: "Смена идёт", "Новые люди, новый город", "Чапаев". Последняя была выставлена на Всесоюзной выставке "20 лет ВЛКСМ" и принесла художнику первый творческий успех. В 1940 году на Декаде белорусского искусства в Москве Абрам Заборов выставил картину "Где сын?", которая была репродуктирована в журнале "Творчество".
В 1935 году у Абрама родился сын - Борис Заборов, в прошлом - белорусский график, иллюстратор книг, театральный декоратор, в настоящее время - всемирно известный художник. Сейчас Борис Абрамович живёт в Париже, работает в своей любимой мастерской, постоянно находится в творческом поиске, пробуя разное - живопись, гравюру, создание театральных костюмов и декораций, скульптуру, фотодизайн, кино. Самые престижные галереи мира более 20 лет выставляют его работы, а известные европейские издательства выпускают его монографии. В феврале 2008 года итальянская галерея Уффици во Флоренции приобрела картину художника "Автопортрет с моделью", что не делала за последние 50 лет, т. е. не покупала картины художников-современников. Но прежде, чем Париж, были Минск, Чермос, Ленинград, Москва.
С началом Великой Отечественной войны его отец, Абрам Борисович, ушёл на фронт и служил в авиационной дивизии. Тут, в суровых фронтовых условиях, в 1943 году, он написал картину "Перед вылетом" и два портрета героев войны. Семья нашего земляка была эвакуирована на Урал, в небольшой городок Чермос, где проживала в одном доме с семьями многих известных московских художников, в том числе и Кукрыниксов. После войны Заборовы вернулись в Минск. Абрам Борисович сразу включился в творческую жизнь своей Беларуси. Среди его лучших картин второй половины XX века: "Вечер на рейде", "На земле, в небесах и на море", "Люди белорусского села" и другие. В 1979 году Абрам Заборов уехал в Израиль, где в 1984 году умер. Одна из его картин висит в парламенте Израиля. По воспоминаниям брата художника, Николая Борисовича Заборова, Абрам был хорошим сыном и семьянином. Неоднократно приезжал к родителям в Велиж и к тётушкам в Лиозно.
По стопам своего отца пошёл сын, Борис Абрамович Заборов, о котором было сказано выше. Борис окончил Минское художественное училище и поступил в Ленинградскую академию художеств, откуда перевелся в Московский художественный институт имени В.Сурикова. Художник вспоминает: "Принцип обучения там был тот же, но атмосфера иная. В Ленинграде жизнь была монастырская - прекрасное здание, сад, тут же общежитие. Студенты выходили в город только посмотреть на девочек и считали себя центром вселенной. Это сознание погубило много талантов. А в Москве все было наоборот - жизнь проходила не в институте, а в городе. Занятия студенты считали формальной обязанностью, все были заняты поиском места под солнцем. Эти люди оказались более приспособленными к жизни. Когда я позже брал в руки журналы по искусству, то находил там имена только своих московских товарищей".
Возвратившись после учёбы в Минск, Борис Заборов иллюстрировал сказки Пушкина, сонеты Шекспира, рассказы Ушинского, поэму Якуба Коласа "Сымон-музыка", произведения Достоевского, Оскара Уайльда и в целом оформил более 200 книг. За оформление иллюстраций к рассказу Ф.М.Достоевского "Кроткая" художник в 1971 году был награждён золотой медалью на Международной выставке графики и книжного искусства в Германии. Кстати, на многих иллюстрациях книг ошибочно напечатано имя отца Бориса, Абрама Борисовича Заборова. В те годы для Национального академического театра имени Янки Купалы Борис Заборов создал интересную коллекцию костюмов и декораций. Тогда же в одном из залов Национального художественного музея Беларуси были выставлены его произведения, в том числе и знаменитая графическая работа к рассказу Достоевского "Кроткая", которая находится там и сейчас.
Однако вторичность графического жанра, зависимость его от литературного текста угнетала художника. Он хотел быть и автором, и режиссёром, и исполнителем. Может поэтому, Борис Абрамович с женой Ириной и двумя детьми в 1981 году переезжает жить в Париж. Сам Заборов считает, что решение эмигрировать превысило простое желание разрушить рутину его профессиональной жизни, сложившуюся к тому времени. Ведь стремление стать художником в том смысле, как он это понимал, никогда его не оставляло, а для этого необходимо было изменить многое в жизни. "Человек вынослив и терпелив. А советский, из которого можно "делать гвозди", по известному определению в кубе. Но к чему не может привыкнуть даже он, оставаясь частью живой природы, к отсутствию кислорода. Человек погибает от удушья как и всякий прочий. Чтобы пройти путь, нужно хорошее дыхание, поступление свежего воздуха в легкие. Я, конечно, знаком с утверждением, что свободу надо искать в себе, а не вовне. Но знаю и другое, уж на личном опыте: что эта дорога намного легче, когда внешнее окружение не вторгается по праву наглой силы в твой личный мир", - говорит художник.
По приезду в Париж трудности оказались большие. Одно дело, если ты - турист, а другое, если ты приехал сюда жить, причём без средств к существованию, социального статуса, друзей, жилья. "Ночью я смотрел из окна своего жалкого номера в отеле на светящиеся окна города и думал: ни в одном из них нет человека, подозревавшего о моём существовании. Эта мысль и угнетала, и заставляла собраться с силами" - вспоминает Борис. Всё надо было начинать сначала. Через три месяца после переезда в Париж Бориса Заборова свела судьба с известной парижской галереей Клода Бернара, с которой он проработал шесть лет. Ещё одна галерея в Париже Патриса Тригано в течении нескольких лет успешно выставляла его картины на ФИАКе. Но художник искал нечто новое для творчества.
Однажды, при разборке привезенного с собой архива Заборов наткнулся на папки с коллекцией давно забытых фотографий. Среди них были семейные фотоснимки, портреты друзей и знакомых, пейзажи. "Мой остановившийся взгляд, пройдя сквозь плоскость изображения, ушёл за раму фотографии, как в настежь открытое окно, в безграничное пространство воспоминаний, шум Парижа за окном перестал быть слышен, но слуху открылись далекие шелесты прошедших лет. Это неожиданно новое понимание воззвало к жизни"- вспоминает Борис Абрамович. Старые фотографии стали сначала предметом изучения, а затем на долгие годы основой произведений Бориса Заборова: "Сегодня моя модель - старая фотография. Непоправимое одиночество безымянного персонажа, которое я чувствую, глядя на старую фотографию, сродни состоянию человека в современном мире". Такая живопись уникальна: художник берет старинные фотографии, изображавшие наших соотечественников в начале прошлого века, и превращает их в картины, где герои - простые, обыкновенные, часто некрасивые люди, к которым Заборов относится с большим уважением. Ведь это наши предки, им мы обязаны своей жизнью. Такое отношение к "маленькому человеку" есть и в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского.
Одна из постоянных тем художника - тема смерти. Но покойники у Бориса Заборова выглядят скорее спящими, чем умершими. Кажется, что на нас с полотен художника смотрят не обитатели загробного мира, а "вечно живые". Здесь вспоминаются слова древнегреческого мыслителя Парменида: "Бытие есть, а небытия нет". Сам же Борис Абрамович на эту тему рассуждает так: "Почему получается, что ушедшие из жизни поэты, художники, артисты стали знамениты только после смерти. Самые хорошие слова они слышат, лёжа в гробу. И я подумал, что когда человека нет с нами, то свет, исходящий от него, ровный и постоянный. В то время как свет от нас, живущих, изменчив. Может быть, это объясняет то, что я делаю".
Многие произведения Бориса Заборова - это ностальгия. Не только по ушедшим людям и времени, но и по книгам. Книга является для Заборова хранительницей знаний и опыта людей, интерес к которой и сохранность в наше время, по мнению художника, находится под угрозой. Книге Заборов посвятил еще одно направление своей деятельности - скульптурный "натюрморт", где художник утверждает ценность книги и предвещает в будущем "Ренессанс книжной культуры". В 2002 году в парижской галерее Vallois была открыта выставка Бориса Заборова "Книга", на которой были представлены бронзовые книги и альбомы с истлевшими и обтрепанными корешками, со сломанными замками, затертыми названиями и иллюстрациями. Они говорят о своей беззащитности и нависшей над ними угрозы. Художник вместе с ними скорбит об их печальной участи, ведь книги могут исчезнуть, потесненные телевизорами, компьютерами и другими современными технологиями.
Сегодня многие картины Бориса Заборова - это воспоминания о родной Беларуси. В одном из интервью художник сказал: "Прошлое я воспринимаю как единственную реальность. Я каждый год пишу картину, на которой изображено гумно на окраине поля. В процессе работы я как будто прогуливаюсь вокруг и вижу, что находится за гумном". 17 февраля 2009 года картину "Гумно" художник подарил Национальному музею Беларуси, где присутствовал лично на официальной церемонии передачи картины. В искусстве Бориса Заборова нет прямых пояснений и желания нравиться. Этим и интересно его творчество. "Главное - будь верен сам себе" - говорил шекспировский Полоний. Я считаю, что Заборову это удалось.
Таким образом, в процессе своей работы я исследовала творчество художников Абрама и Бориса Заборовых. Творчество интересное, неоднозначное, а главное - оригинальное, неповторимое. Многие произведения Бориса Заборова вызывали и вызывают сегодня споры, разногласия среди зрителей и критиков. Это, на мой взгляд, говорит о большом таланте художника, ведь отсутствие таланта никогда не вызовет никаких споров. Заборов внёс свой собственный вклад в развитие современного искусства. Я считаю, что мы должны гордиться тем, что наша Лиозненская земля дала миру таких людей, как отец и сын Заборовы. В результате совместного исследования творчества художников Заборовых мной приобретён опыт исследовательской работы, а наш школьный музей пополнился новыми интересными сведениями о творческом и жизненном пути художников и двумя монографиями Бориса Абрамовича Заборова, высланные нам из Парижа.
Тихомирова Анастасия Ученица 9 "А" класса УО "ГОСШ 1 г.п. Лиозно"
Девочка в кресле. (портрет Орелии). 1990 г. Из собрания Орелии Наварра-Шрейер. Франция Художник в мастерской. Сарра Мун
Гумно. 1995. Из собрания художника. |